Татьяна Михайловна Табаченко – профессионал высокого класса

Табаченко.jpgТатьяна Михайловна Табаченко всю свою трудовую жизнь посвятила химии, проработав на предприятиях химической промышленности 45 лет. Её знают и уважают не только на нашем предприятии, которому она отдала большую часть своей трудовой деятельности, но и в проектном институте «ГИАП», помнят работники Министерства химической промышленности. Большая заслуга Татьяны Михайловны в получении капролактамом и сульфатом аммония Государственного Знака качества. Также она являлась активным рационализатором и изобретателем.

…Детские годы, как и у всех сверстников, были опалены войной. В начале сороковых годов отец был кадровым военным, и его часть в то время находилась на ученьях в Гороховецких военных лагерях. Когда начались военные действия, семья переехала в Горький. Вскоре дивизия отправилась на фронт.

На окраинах Горького начались налёты вражеской авиации. В городе объявили военное положение: окна затемнялись одеялами и заклеивались бумажными крестами. Ночью разрешалось передвигаться только с пропуском.

Детей, в том числе Татьяну, посылали копать щели-окопы для защиты мирного населения от авианалётов, привлекали к работам на торфоразработках. Приходилось работать и на лесоповалах: взрослые пилили деревья, а дети отрубали сучья. Иногда посылали на уборку капусты, помидоров, а если рядом был горох – это было что-то! Самым неприятным делом была прополка свёклы. Для детских рук не было никакой защиты, а колючий осот закрывал всё поле. Отдыхали прямо под палящим солнцем. Селили обычно в сельских школах, спали в классах на полу, укрывая его соломой. И так каждые каникулы – с пятого по десятый классы – до самого окончания войны.

После окончания Ульяновской средней женской школы поступила в Московский институт тонкой химической технологии имени Ломоносова. На это решение, по воспоминаниям, повлиял случай: к школьной подруге приехала в гости родственница-химик и с таким энтузиазмом рассказывала о своей профессии, что и девочка загорелись.

МИТХТ – институт небольшой, но имеющий высокий престиж. По его окончании со специальностью «инженер-химик-технолог основного органического синтеза» Татьяна Михайловна распределилась в Ангарск, где строился крупный химический комбинат. Поехала по своему желанию: привлекла, говорит, романтика тех мест. Комбинат находился в сорока километрах от Иркутска в глухой тайге на берегу притока Ангары. Простор для увлечения лыжами. Но то, что ожидало молодого специалиста на самом деле, было далеко от романтики.

В послевоенное время в стране активно строились предприятия на основе оборудования, полученного по репарации из Германии. Параллельно со строительством велось проектирование как в части реставрации техпроцессов, которые осуществлялись в Германии, так и для использования этого оборудования для новых технологий.

Строили комбинат силами заключённых. В основном это были воры, бандиты, политические, осуждённые по 58 статье. Один из них, кстати, руководил в цехе монтажом компрессоров. Строительная площадка была размером в несколько квадратных километров, охранялась по периметру вооружённой охраной с собаками.

Основной особенностью строящегося комбината было то, что на предприятие направили несколько тысяч молодых специалистов, окончивших ПТУ, техникумы, вузы, задолго до готовности комбината к эксплуатации. Руководство пыталось исправить положение, командируя их на длительные стажировки на родственные предприятия.

Комбинат пускался поэтапно: завод за заводом, цех за цехом. Цех, в котором Татьяна Михайловна была начальником смены, был введён в эксплуатацию одним из первых. В предпусковой период пришлось писать инструкции для рабочих мест, чертить пусковые и рабочие схемы, разрабатывать формы рапортов и многое другое. Молодой персонал не имел никакого опыта, но успешно справился с пуском органического производства с довольно сложной технологией.

Конечно, не обошлось без неполадок и казусов. Самой тяжёлой и ответственной была работа в зимнее время, когда температура на улице опускалась ниже отметки «минус сорок». Подмерзание хотя бы одного согревающего спутника было чревато большими неприятностями.

В 1963 году Татьяна Михайловна перешла работать в производственный отдел одного из заводов комбината, а позже, в августе, переехала в Гродно по месту работы мужа. Воздух здесь, по воспоминаниям Татьяны Михайловны, был пьяняще чистым. И не только потому, что ещё не работал завод: просто не было такого количества автотранспорта. До завода добраться было сложно, ездили на автобусах, которых не хватало.

Вначале местное население относилось настороженно к приезжим специалистам. И только после прихода на завод местных жителей – выпускников ПТУ, техникума – его стали считать своим, родным.

Условия, в которых строился и пускался АТЗ в Гродно, существенно отличались от того, как это происходило в Ангарске. Белорусский завод строился по решению ЦК КПСС и правительства СССР по программе развития большой химии и химизации сельского хозяйства. Ход строительства и сроки жёстко контролировались Совнаркомом БССР и местными органами власти. С пуском завода торопились, рассчитывая приурочить его к празднику – Дню Конституции, который отмечался 5 декабря.

Когда начались пусконаладочные работы, Татьяна Михайловна была принята в производственно-технический отдел, где уже работали два человека – начальник ПТО А. Баранов и Т. Сидорова, немного позже пришли М. Станкевич, В. Михеева и Т. Шаршанова, которые долгие годы составляли костяк отдела.

Как и для всего завода, период был сложным и для ПТО. Начинали на пустом месте. Вновь требовалась разработка технической эксплуатационной документации, инструкций, регламентов, планов пусконаладочных работ, системы технологической отчётности и многое другое. Необходимо было срочно провести аттестацию на допуск к работе каждого из работников технологического производства, многие из которых возвращались в это время со стажировки с родственных предприятий. Вместе с заместителем главного инженера Н. Поздеевым и другими специалистами приходилось допоздна принимать экзамены у технологического персонала, которые скорее можно назвать дополнительным обучением.

С 1969 по 1988 годы Татьяна Михайловна работала заместителем начальника производственно-технического отдела по капролактаму.

В СССР ещё с довоенного времени существовали предприятия, выпускавшие капролактам. Гродненское производство значительно превосходило их по мощностям, работало по новейшим в те времена технологиям. Однако при пусконаладке и в начальный период работы в проекте было выявлено большое количество недоработок. Основные – неработоспособность печей «Бальфур» для регенерации щелочных стоков, проблема с утилизацией сточных вод и органических отходов. Но главная проблема – достижение нужного качества капролактама. Для решения этого вопроса были привлечены все структуры завода: ЦЗЛ, ЦОТК, новая техника, ПТО и, разумеется, персонал самого производства капролактама. В результате совместной работы капролактам вышел на мировой уровень качества и успешно продаётся за рубежом, а работа над качеством капролактама привела к созданию комплексной системы управления качеством для всего завода.

Опыт работы первой очереди капролактама дал возможности выйти с предложением по интенсификации действующего производства с учётом имеющихся резервов по мощности основных стадий и расшивки «узких» мест. Эту работу поручили Татьяне Михайловне. В результате мощности производства капролактама была увеличена на двадцать процентов – с 50 до 60 тысяч тонн в год, а мероприятия были использованы при проектировании второго производства капролактама. В последующие годы Татьяна Михайловна, будучи заместителем начальника ПТО, курировала работу и эксплуатацию обоих производств.

За добросовестный труд Татьяна Михайловна была награждена медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда», неоднократно награждалась Почётными грамотами, её фотография заносилась на Доску почёта предприятия.

В 1988 году Татьяну Михайловну пригласили в гродненский филиал «ГИАПа», ставший самостоятельной организацией. Там она проработала более четырёх лет. А после ухода на заслуженный отдых с большим интересом и желанием она включилась в работу совета ветеранов своего родного «Азота», на протяжении пятнадцати лет принимала активное участие в деятельности организации и её мероприятиях.

Бывшие соратники, упоминая в разговоре Татьяну Михайловну, подчёркивают её высокую техническую грамотность, принципиальность и строгий подход к решению технологических вопросов. Её большой вклад в рост и развитие предприятия – не только в собственных знаниях и огромном опыте, но и справедливой требовательности как руководителя. Она прививала работникам ответственное и добросовестное отношение к обязанностям, щедро делилась с ними личным опытом, оставаясь при этом внимательным и добрым человеком.

По материалам архива газеты «Гродненский химик»

Стоит почитать

Последние новости