Никто не будет забыт: серьёзное увлечение аппаратчика цеха метанола Виктора Саковича

Эхо войны ещё долго будет звучать над белорусской землёй. Находясь в центре Европы, наша страна всегда была на передовой политических событий, а её города и деревни, дороги и леса не единожды становились местами боевых действий.

Имя аппаратчика цеха метанола Виктора Саковича давно на слуху знатоков истории военной Гродненщины. Сам он как-то рассказывал, что увлекается военной литературой. В основном, документальными повестями, где описываются места боёв времён Первой и Второй мировых войн. Из каждой книги что-то выписывает для себя, копит эти записи. Одно время пытался собирать информацию по библиотекам, обошёл все городские архивы. Узнал, что документация по истории гродненских фортов – именно они наиболее интересуют нашего героя – находится в Польше. Как-то даже собирал у людей старые вещи и предметы быта – хотел организовать музей военного быта.

Сакович.jpg

Об исторических событиях военных лет Виктор Викторович рассказывает долго и интересно, перечисляет подробности, обращает внимание на, казалось бы, незначительные детали. О боях на гродненской земле знает, пожалуй, больше, чем профессиональные историки.

Военной тематикой Виктор Сакович заинтересовался ещё будучи мальчишкой. Родительская дача располагалась рядом с Загоранами, где находился старый форт, а в военное время шли ожесточённые бои. Как-то сходил туда, обошёл территорию, присмотрелся. Что поразило: военных «приветов» в виде гильз, патронов на месте предполагаемого сражения не нашёл. В деревне у местных разузнал, как всё происходило:

– В книге пишется, что сражались три дня – стояли насмерть. А по рассказам, всё решилось за один день. Немецкие машины ночью случайно заехали в деревню, обнаружили солдат, вызвали свои войска. Окружили наших, выставив пулемёты. Положили очень многих, выкуривали, сбрасывая в щели бочки с бензином.

В память о тех, кто здесь погиб, установлен памятник-обелиск. Правда, под ним покоятся только шестьдесят человек: большая часть Иркутской дивизии – это она попала под удар врага – перезахоронена в Сопоцкине, а ещё тридцать девять бойцов (по подсчётам Виктора Саковича) – предстоит отыскать.

Однажды поисковый отряд местной школы уже нашёл в этих местах могилу неизвестного красноармейца. Его торжественно перезахоронили рядом со стелой, которую воздвигли в честь погибшей дивизии. Так бы и зарос этот холмик, пропала бы память о бойце: могила числилась в военкомате, но точного места захоронения никто не знал. И только благодаря заметкам Виктора Викторовича её смогли найти. После многочисленных походов по инстанциям, с помощью администрации ОАО «Гродно Азот» и профсоюзного комитета Белхимпрофсоюза, лично Александра Лапковича и Геннадия Каравацкого, удалось установить памятник на месте захоронения. За могилой уже долгое время ухаживает сам Виктор Викторович: приносит цветы, зажигает лампадку.

Основные факты узнаёт В. Сакович из рассказов очевидцев. Что-то из услышанного записывает на видеокамеру, которую приобрёл специально для этих целей. Тщательно собирает все данные, чтобы конкретизировать дальнейшие поиски. Таким образом, удалось даже найти целое кладбище времён Первой мировой войны, которое советская власть практически сравняла с землёй.

– Местные жители, хоть и неохотно, но делятся воспоминаниями, – говорит Сакович. – Помогаю потихоньку по хозяйству, за работой по крупицам собираю нужную мне информацию. Указали мне ещё и на немецкое захоронение. На другой стороне Наумовичей есть целое кладбище – похоронены и наши, и немцы.

Сейчас в ближайших планах Виктора Саковича – установить мемориальную доску на форту №1, которая увековечит память о событиях и погибших Первой мировой войны. Признаётся, что руководство «Азота» приветствует и готово поддержать эту инициативу, а разрешение на установку от городской администрации им уже получено самостоятельно.

Считается, что война не окончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат. Потому столь трепетно Виктор Сакович относится к любой информации о боях, собирает её малейшие детали, чтобы в свободное время отыскать последнее пристанище тех, кто сложил свои головы в военных действиях.

– Хочу установить ещё одну мемориальную доску на месте расстрела двух советских танкистов, – говорит Виктор Викторович. – Они практически спасли деревню. Местный житель рассказывал, что застрявший в здешних труднопроходимых местах танк рядом с деревней Конюхи солдатам пришлось оставить. Отправились к своим. Тут нагрянули немцы. Приказали бойцам выйти из укрытия, иначе расстрел настигнет всю деревню. Те вышли, но наотрез отказались копать себе яму-могилу. Погибли, не сдавшись. И только спустя две недели местным разрешили похоронить убитых, а ведь жара тогда стояла…

Место захоронения двух расстрелянных товарищей до сих пор не найдено, но Виктор Сакович не теряет надежды отыскать его и отдать последнюю честь погибшим, оставить для потомков память. Никто не будет забыт.

Ирина ВОЛОДЬКО

Фото Валерия ВАСИЛЕВИЧА

Стоит почитать

Последние новости