Движение вверх: о работе лифтового оборудования в ОАО «Гродно Азот»

Многие из нас ежедневно пользуются таким достижением цивилизации, как лифт, и даже не задумываются об интересной истории этого замечательного изобретения, позволяющего сэкономить наше драгоценное время и физические силы.

IMG_3977.JPG

Считается, что впервые лифт описал в 236 году до нашей эры римский архитектор Витрувий: конструкцию по его заказу разработал Архимед.  Первый же европейский лифт был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV. В конце восемнадцатого века знаменитый Кулибин разработал винтовые «подъёмные и спускные кресла» для Зимнего дворца. Поначалу подъёмники использовали физическую силу слуг, затем приспособили паровую машину. Ключевым элементом считается автоматический ловитель – устройство, останавливающее лифт в случае обрыва троса. Его изобрёл американец Элайша Грейвс Отис. В своей жизни он поменял много профессий: был строительным рабочим, работал на лесопилке, строил кареты, служил на мебельной фабрике, выпускающей кровати. Именно здесь в 1852 году его попросили сконструировать подъёмник для доставки досок на второй этаж. Тут Отис и сделал своё основное изобретение. Он прикрепил трос к платформе подъёмника через плоскую пружину вроде рессоры (пригодился опыт работы с каретами), а по бокам установил зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и спокойно проходила между ними. В случае же обрыва каната она, распрямившись, своими концами застревала в зубцах, предотвращая падение.

В 1857 году «Компания паровых подъёмников Отиса» установила свой первый пассажирский лифт в магазине на Бродвее. Лифт брал до 5 человек и вёз их со скоростью 20 сантиметров в секунду (к слову, лифты заводоуправления (корп. 120) грузоподъёмностью 630 кг имеют скорость 1 метр в секунду). Первый электрический лифт фирмы «Отис» был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскрёбов в 1889 году. Отныне проблема подъёма больше не сдерживала рост зданий вверх. Кстати, и на нашем предприятии находились в эксплуатации два лифта этой легендарной фирмы. Один из них эксплуатировался с 1978 года и в 2018-м был заменён. Его скорость составляла 1 метр в секунду, грузоподъёмность – 500 кг, а поднимался он на высоту 128 метров. Второй – грузовой лифт грузоподъёмностью в 2 тонны – работает и по сей день. Их адрес – грануляционная башня цеха карбамид-3.

IMG_3979.JPG

На нашем предприятии представлена разнообразная линейка лифтового оборудования: грузовые и пассажирские, отечественные и зарубежные. Один из самых старых лифтов нашего города находился в корпусе 2026 управления капролактама. Изготовлен он был в далёком 1968 году на Ленинградском лифтовом заводе и установлен 6 апреля 1969 года. Верой и правдой отработал он более сорока лет и имел регистрационный номер Госпромнадзора «48» – это значит, что до него в Гродно было только 47 установленных и зарегистрированных лифтов! А самому старому действующему лифту в этом году исполнилось 44 года и находится он в цехе ГАС в корпусе 3005. Произведён австрийской фирмой «Шталь» и, по словам работников, прослужил бы ещё столько же, если бы не технический регламент Таможенного Союза «Безопасность лифтов», который ограничивает эксплуатацию определёнными сроками. Вот что значит настоящее австрийское качество!

Сейчас в ОАО «Гродно Азот» эксплуатируется 25 лифтов, их техническим обслуживанием занимается участок по ремонту лифтов, электропогрузчиков и электрооборудования вентсистем ЦРОЭ (начальник участка Валентин Бырда). Под руководством старшего мастера Сергея Цупика электромеханиками по лифтам Валерием Скобелко, Владимиром Скоморошко, Владимиром Белко и Андреем Алёхиным проводятся ремонт и наладка лифтового оборудования ОАО «Гродно Азот». Благодаря их мастерству заводские лифты находятся в исправном состоянии и качественно выполняют свою функцию.

IMG_3978.JPG

В нынешнем году силами отдела главного энергетика был выполнен огромный комплекс работ «под ключ» по замене старых пассажирских лифтов цехов карбамид-4, карбамид-2, КИПиА, сульфата аммония, производства капролактама, ЦЗЛ, заводоуправления. Большой вклад внесли также ОРЭНЗС, ЦРОЭ, ПКУ, конкурсный отдел. Как говорится, коллективная работа – залог качественного исполнения поставленных задач. Спасибо всем за оказанную помощь и содействие!

Пусть и дальше лифты экономят наше драгоценное время и берегут силы для выполнения производственных задач, непрестанно выполняя свою главную функцию – безопасного перемещения людей и грузов.

Александр МОСЬКО, инженер отдела главного энергетика
Фото автора

Стоит почитать

Последние новости