Бизнес в условиях пандемии

Климовец 2.jpg

Об итогах работы за год, актуальной ситуации и планах на будущее рассказал директор «АзотХимФортиса».

Прошлый год во многих сферах жизни прошёл под знаком коронавирусной инфекции, которая наложила свой отпечаток на деятельность большинства организаций, в том числе и унитарного предприятия «АзотХимФортис», столкнувшегося в своём функционировании с рядом особенностей. Во-первых, из-за остановки многочисленных производств в соседних странах не поступало заказов и на продукцию «АзотХимФортиса», что, соответственно, изменило работу, в частности, цеха канатно-верёвочных изделий. Во-вторых, невозможность проведения деловых встреч и контактов привела к трудностям с продвижением производимой предприятием продукции, требующей личного присутствия на встречах, демонстрации преимуществ товаров и т. д. Как результат – резкое сокращение вероятности появления новых рынков сбыта. Тем не менее жизнь продолжается и, несмотря на трудности, надо двигаться вперёд. Гость студии заводского радио «Голос химика» – директор унитарного предприятия «АзотХимФортис» Андрей Климовец.

– Андрей Николаевич, как оцениваете текущую ситуацию для вашей организации?

– Сегодня мы отмечаем резкий рост цен на сырьевые ресурсы, используемые для производства антифризов, добавочной рабочей жидкости в дизельные двигатели AUS 32 и т. д. Особенно значительное повышение произошло в феврале – марте. Это является для нас негативным моментом.

Если говорить про особенности холодной зимы, которая была в этом году, то здесь всегда есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, наши автожидкости продавались гораздо лучше. За январь – февраль на 30 процентов увеличилась их реализация. С другой стороны, зима была настолько холодной, что транспортники уменьшили число поездок, и, следовательно, уровень продажи средства AUS 32 упал на 20 процентов. Как говорится, не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь.

– Каких результатов добилось унитарное предприятие за прошлый год и первый квартал текущего? Вы довольны итогами работы?

– Бизнес-настроение прошлого года имело волнообразный характер. Начинали его мы позитивно, а затем в соседних странах были введены условия жёсткого ограничения, связанные с ковидом. Пришлось резко сократить производство канатно-верёвочных изделий, ведь в апреле поставка продукции в соседние страны была просто невозможна. Могу сказать, что это был период упаднического настроения. Летом рынок начал постепенно восстанавливаться, и мы стали выходить на уровень 2019 года. Образно говоря, 2020-й прожили с ожиданием того, что напасть в виде коронавируса пройдёт, но, к сожалению, этого не случилось. К счастью, вся наша продукция – и антифризы, и удобрения, и канатно-верёвочные изделия – не так тесно завязана с ковидными ограничениями, как, например, сфера общественного питания. Поэтому к концу года удалось сгладить резкое падение весной уровня производства. Мы сумели выровняться и 2020 год закончили на отметке 2019-го, что, с моей точки зрения, в сложившихся условиях является неплохим результатом. К слову, без сокращения персонала и с прибылью по итогам года.

Кроме того, несмотря на все трудности, мы двигались вперёд. Успешно прошёл тестирование в Молдове фунгицид «Азофос», предназначенный для защиты растений, в том числе винограда, от грибковых заболеваний. Начали его регистрацию в Украине. Это даст нам возможность резко развиться в зарубежном направлении. Расширена линейка жидкого хелатного удобрения с микроэлементами «Белвито». Кроме хвои, орхидей и фиалок его можно будет использовать для голубики и клубники.

Если говорить про цех канатно-верёвочных изделий, то успешно вывели на рынок верёвку высокопрочную страховочную статическую GroVer-static. Кстати, её название расшифровывается как «гродненская верёвка». Она предназначена для проведения страховочных работ в промышленном альпинизме и арбористике, аварийно-спасательных работ при подъёме и спуске. Верёвка GroVer-static сертифицирована в Таможенном и Европейском союзе и является средством индивидуальной защиты от падения с высоты. Несколько лет назад мы стали направлять свои усилия в сторону производства ответственных изделий, и, что радует, сегодня они начали приносить свои плоды. Верёвка успешно реализуется. Кроме того, наблюдается тренд на увеличение её продаж. В ассортиментный ряд добавили верёвку диаметром девять миллиметров, используемую в спелеологии.

В прошлом году были сертифицированы и 15 моделей анкерных устройств An-Line. Это изделия из наших верёвок, представляющие собой переносные временные устройства и являющиеся компонентом системы обеспечения безопасности от падения с высоты. Данное направление деятельности также считаем перспективным. Без лишней скромности хочу отметить, что «АзотХимФортис» является крупнейшим производителем канатно-верёвочных изделий в Республике Беларусь.

Весной прошлого года мы включились в работу по производству дезинфицирующих средств для обработки рук и антисептиков FORTISept-soft и FORTISept-ultra. В кратчайшие сроки при содействии Гродненского областного исполнительного комитета и Гродненского областного центра гигиены и эпидемиологии получили разрешение на изготовление этого вида продукции.

И ещё одна новость. Мы провели испытания карбамида как кормовой добавки. Известно, что её включение в рацион кормления способствует восполнению дефицита сырого протеина, улучшает усвоение организмом полезных веществ, увеличивает надои и суточные привесы, способствует увеличению молочной продуктивности. Мы намерены зарегистрировать данный вид продукции в Белорусском государственном ветеринарном центре. Планируем заниматься его фасовкой и продажей. В Беларуси до сих пор не было зарегистрированного кормового карбамида, его добавляли на свой страх и риск, поэтому считаем это направление деятельности перспективным. Кроме того, уже оформляются документы о включении нашего унитарного предприятия совместно с Белорусским научно-исследовательским институтом защиты растений в госпрограмму по разработке нового фунгицида.

А 24 марта в рамках сессии Гродненского областного Совета депутатов состоялась торжественная церемония награждения дипломами лауреатов конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь – 2020», проводимого Государственным комитетом по стандартизации. Линейка удобрений жидких комплексных с микроэлементами в хелатной форме «Белвито» удостоена высшего знака качества и права размещения логотипа конкурса на выпускаемой продукции. Серия «Белвито» – это уникальный препарат, известный за пределами страны. Удобрение представляет собой водный раствор солей макро- и микроэлементов, взятых в оптимальных соотношениях. Оно предназначено для подкормки комнатных растений, хвойных культур, растений открытого грунта, орхидей и фиалок, а также при выращивании посадочного материала хвойных культур. К тому же, приятно отметить, что УП «АзотХимФортис» единственное в регионе набрало наибольшее количество баллов в интернет-голосовании и удостоено специальной награды – диплома «Лучший в регионе» за достижение высоких результатов в обеспечении качества и безопасности продукции. Мы благодарим всех, кто отдал свой голос за наше удобрение.

– Расскажите о спонсорской помощи, которую совсем недавно оказало УП «АзотХимФортис».

IMG_20210323_130617_313-1024x1024т.jpg– Мы безвозмездно доставили в Свято-Успенский Жировичский монастырь 50 тонн карбамида на сельскохозяйственные нужды. К слову, такой вид помощи «АзотХимФортис» оказывает регулярно. Конкретно для Свято-Успенского Жировичского монастыря – в четвёртый раз.

– Что сегодня занимает первое место среди общего объёма производства и выручки от реализации?

– Традиционно это продукция ЦХП: жидкости охлаждающие, тосол, антифризы, средство AUS 32. Далее идут удобрения расфасованные и жидкие. Ну и хорошим спросом пользуются верёвки цеха канатно-верёвочных изделий. Особый акцент делаем на развитие производства ответственных изделий.

– Чтобы вытеснять конкурентов, нужно постоянно направлять часть выручки на модернизацию и создание нового производства. Как обстоят дела в этом направлении?

– Мы постоянно модернизируемся. Для улучшения качества наших верёвочных изделий была приобретена крутильно-тростильная машина производства Испании. Хочу сказать, что благодаря её использованию верёвки GroVer-static имеют более высокие разрывные нагрузки. Плюс мы дополнительно купили плетельную машину для производства фалов, что позволит нам снизить их себестоимость. В прошлом году было модернизировано наше складское хозяйство, введена стеллажная система. Если говорить о реорганизации бизнес-процессов, то сегодня мы продолжаем внедрять используемую уже несколько лет программу 1C:ERP управления предприятием. Наша следующая цель – наладить посредством неё хозяйственный учёт в цехах. Постепенно будет проведена цифровизация всего нашего производства.

– Чем в настоящее время занимается предприятие? Какие задачи решаете? Какие проблемы считаете основными?

– Сегодня в первую очередь мы добиваемся равных условий на рынках Евразийского пространства. Так, недавно вышло Постановление Правительства Российской Федерации, согласно которому на территории соседнего государства регламентирована реализация канатно-верёвочных изделий. В частности, они должны быть исключительно российского производства. Таким образом, нам созданы неравные условия конкурирования. Хотя Таможенный союз ЕАЭС – это межгосударственное соглашение, в рамках которого между странами-участницами действует торговая зона с равными условиями доступа на рынок друг друга.

Что касается белорусского рынка, то мы всегда выступаем за жёсткий контроль в области качества продукции. Неоднократно, проведя испытания аналогичной нашей продукции, отмечали, что имеются замечания не столько к её упаковке, сколько к содержимому. Например, температура кристаллизации антифризов не соответствует обозначенной. В этом году достигнута договорённость с руководством «Белоруснефти» о проведении нами испытаний продукции, находящейся на полках АЗС, для последующего регулирования её ассортимента. По нашим данным, уже имеются положительные для потребителей результаты, когда «Белоруснефть» меняла некачественный товар на качественный.

Если говорить о целях, которые мы ставим перед собой в этом году, то в первую очередь это выполнение доведённых ОАО «Гродно Азот» показателей. Ряд задач необходимо решить и в части инвестирования. Во-первых, в скором будущем на площадке «Гродно Азота» начнётся производство Ad-Blue. Нам следует подготовить участок по его розливу и мойке тары. Кроме того, фасовка кормового карбамида требует от нас реконструкции производства. В цехе канатно-верёвочных изделий сейчас проводим конкурс на новую канатную машину и надеемся, что в этом году сможем её приобрести.

Если смотреть на наши возможности расширения рынков сбыта, то как только будет покончено с локдауном в соседних странах, необходимо расширять присутствие верёвочных изделий на рынке ЕС. Открытый нами два года назад рынок Польши – один из таких шагов. В этом году также имеем намерение начать поставки жидких удобрений и фунгицида «Азофос» на рынки Украины и Молдовы, предложить фасованный в мелкую тару карбамид и сульфат на украинский либо польский рынки и дальше развивать поставки страховочных верёвок в Украину. И ещё. Недавно «Белоруснефть» вывела на рынок собственную торговую марку Flagman. «АзотХимФортис» уже разливает дистиллированную воду под этим названием. Во второй половине апреля на базе нашего унитарного предприятия планируем начать производство антифризов данного бренда. Сейчас проводятся подготовительные работы.

В плане поставленных задач пока всё идёт по плану. Ситуация несколько стабилизировалась. В таких условиях уже можно хоть немного рассуждать о настоящем и будущем. Важно, чтобы не закрылись границы, соблюдались равные условия конкуренции на рынке и тогда можно будет надеяться на успешное окончание года.

Инна БУТКЕВИЧ.

Фото из архива предприятия.

Стоит почитать

Последние новости